?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

May. 25th, 2015

— Так, — сказал Файтви. — И всё это, абсолютно всё сделал он из грибов-поганок.
— Откуда ты знаешь? — поразился ирландец.
— Хэй, — усмехнулся валлиец. — Это древний обычай нашей земли. У нас обычно, если кто-нибудь делает что-нибудь приличное с виду, то на поверку всегда оказывается оно сделанным из грибов-поганок.
(Анна Коростелева. Ловушка для снов
)

Вот кто бы мог подумать, да?
Сперва вроде такое приличное, такое натуральное, хвать – а всё это, абсолютно всё – из грибов-поганок.

Это я про Одиннадцатого Доктора. В шестом сезоне я так объелась этих поганок, что уже чувствую боль в затылке и резь в желудке. Кто его любит – не ходите под кат, ничего хорошего вы там не увидите, а оскорблять вас в лучших чувствах я не хочу.

Невероятно печально то, что произошло с Доктором со сменой его интерпретаторов. Космический бродяга, учёный, ангел, бог, хранитель, спаситель, учитель, трикстер и массовик-затейник – все куда-то ушли, и на смену им пришёл самозванец наподобие Лжедмитрия. Кстати, я очень люблю Лжедмитрия - может, поэтому мне так нравится Доктор-Смит. Но на царство этого Бориску нельзя, хотя бы потому что он даже не Бориска. Он – троечник, волшебник-недоучка, нерадивый ученик чародея, Баранкин, которому, слава богу, хотя бы удаётся быть человеком, но больше – увы, никем. Он – смешной добросердечный недотёпа, всю дорогу эксплуатирующий чужую репутацию, беспечно и бессовестно им присвоенную. Он – ковёрный рыжий, который остаётся таким в любых ситуациях, и зрителям почему-то предлагается любить его именно за это и наслаждаться его беспомощностью и нескладностью, которые, вероятно, в глазах авторов являются синонимами человечности.

Помните старинную сказку о придурковатом принце, который двадцать лет кряду валял дурака, копался на кухне в золе и подвергался насмешкам челяди – до тех пор, пока однажды не явился во всём блеске на ристалище и не обратил в бегство врагов королевства? (Нет, я сейчас не о Гамлете, хотя, возможно, он тут тоже при делах). Так вот, эту сказку я увидела в начале сезона с Десятым. Смешной взъерошенный Питер Пэн в пижаме, с мандаринкой в одной руке и с мечом – в другой; древний меч из легенды и старая рождественская мандаринка, завалявшаяся в кармане и в результате оказавшаяся более грозным оружием, чем меч… о, БОЖЕ, какой восторг! И вот этот цирк, который он устраивает вначале, только выбравшись из своего волшебного саркофага, где он, как и положено по легенде, спал тысячу лет, просто никто не успел заметить, как они прошли… И вот эта сказочная, комедийная, порхающая лёгкость с которой он одолевает врага и от которой мурашки бегут по спине – сколько в ней древней, страшной, стальной серьёзности, освящённой веками. Мальчик со шпагой на заднем дворе, король Артур, услышавший мольбы страждущих и очнувшийся от тысячелетнего сна…И душа поёт в такт неслышимому зову трубы, и солнце светит, и кошмары развеялись, и новый день будет ярким и полным чудес.

А Одиннадцатый вслепую мечется по коридорам чьего-то дурного сна, и это не его сон, поэтому он не знает, как оттуда выйти. Он и нас не может оттуда вывести, хотя и искренне пытается. Там всё – обман, в этом сне, всё сделано из вот этой белой липкой слизи, из грибов-поганок, да-да, вот из них самых, помните ещё в "Астериксе"?.. Мир, где всё каждую минуту может рассыпаться, растечься лужей и опять собраться в какой-нибудь новый кошмар. Только-только ты вообразил, что проснулся, глотнул воздуха, огляделся вокруг – но нет, никакое это не пробуждение, это новый сон, ещё тяжелее и муторнее предыдущего. Ненавижу такие многоступенчатые, безысходные сны; после них я всегда просыпаюсь разбитой.

И мальчик, который зовёт себя Доктором, но не умеет обращаться ни со скальпелем, ни со стетоскопом и потому всё время маскирует свои страх и отчаяние под кисловатой ухмылкой и неубедительной развязностью. Добрый, милый, весёлый, печальный мальчик, про которого придумавшая его девочка навоображала невесть что, и он, бедняга, теперь пытается изо всех сил соответствовать. Но нет у него этих сил, что бы там про него ни говорили. Этот царь – не настоящий, это ИО царя, подставной царевич, болтающий ногами на троне, славный такой парень, искренний, отважный – не вор и не злодей. Возможно, он и сам не знает о том, что он – самозванец, и честно думает, что и впрямь справится с возложенными на него обязанностями – подумаешь, царь, делов-то на копейку! Но я-то как зритель вижу подмену, и мне ужасно жаль и его, и тех, кто имел несчастье ему довериться, и идею, загубленную на корню.

Comments

mrs_underhill
May. 27th, 2015 02:09 am (UTC)
Только-только ты вообразил, что проснулся, глотнул воздуха, огляделся вокруг – но нет, никакое это не пробуждение, это новый сон, ещё тяжелее и муторнее предыдущего. Ненавижу такие многоступенчатые, безысходные сны;

О, в 8м сезоне с этим будет апофеоз. Там просто буквально будут вот такие серии, именно об этом. Так что при желании можно просто отмотать назад, до последнего места, которое нравилось, а про остальное сказать, что приснилось.

Я 11му верю, и считаю его Доктором - Доктором, регрессировавшим в ребенка в качестве защитной реакции после сильной травмы - но по-прежнему Доктором. Он, в этой ипостаси, внешне ребячливый и дурашливый - ему так легче. А внутренне - осторожный, все просчитывающий - потому что боится ошибиться, не дает себе права на ошибку. Терпеливый, как кобра, умеющий выждать момент. И ненавидящий себя, даже больше, чем его предшественники. Отсюда и осторожность, и отчаянный страх навредить.

Он мудр по-прежнему, но ему надо было сначала восстановиться. 5й сезон, и Эми, для него целительные. Люблю 5й сезон - может, еще и потому, что он поначалу писался под Тена, и мог бы стать его лебединой песней. Хорошо, что не стал, но что-то зацепилось из того, что мне у РТД было дорого.

Вот серия про вампиров в Венеции - дурацкая, но очень РТДшно-безжалостная, и при этом изящный перевертыш Помпей - с водной стихией вместо огня. 10й - огонь, 11-й - вода. Если смотреть с этой точки зрения, многое в 11м станет понятно. Он тоже стихия, только другая.
Или про силурианцев - она очень олдскульная вышла, и Назрин - такая живая, узнаваемая женщина, которых у Моффата скоро не станет. И эпизод про сон во сне есть - но он абсолютно, на мой взгляд, гениален - это такой спиритуальный квест в душу Доктора, и Эми, и там такое правильное пробуждение. Про кита - обожаю. Про Квартиранта - ну мило же. :) Про Винсента - трогательный конец, и реальный, хоть и иносказательный, взгляд на реальную депрессию. И Биг Банг, когда Эми его вспоминает - здорово.

Но вот при всем этом - 6й сезон тоже терпеть не могу, кроме отдельных эпизодов. Не могу заставить себя его пересмотреть, потому что линия с сайлентами, беременностью Эми и Ривер вызывает у меня омерзение. Жутко сквикает, как мать, грубо говоря, и как женщину. Что мне ужасно обидно, т.к. я Ривер полюбила еще в Библиотеке и так ждала ее истории с Доктором! А получила вот это...
Мне там нравится Жена Доктора, и Closing Time - по сравнению с Квартирантом, милота в квадрате - а иногда этого тоже хочется. И God Complex - интересная концепция, классные персонажи. Все остальные - буэээ...

А вот дальше - не знаю, как у вас пойдет. Мне нравится настроение начала 7го сезона, там есть меланхолия угасания, красота заката. "Люблю я пышное природы увяданье" и т.п. Там большой этап жизни Доктора приходит к концу. А вот дальше начинается Клара, и Доктор для меня на этом заканчивается... Не перевариваю ее совсем, и из-за этого и 8й сезон не восприняла, и 12го толком не распробовала. Но тут не стоит зарекаться - Клара на любителя, вдруг зайдет. :)

Edited at 2015-05-27 02:12 am (UTC)
mrs_underhill
May. 27th, 2015 02:31 am (UTC)
И вот еще хотела добавить - если остаток ньюскула совсем превратится в кактус, попробуйте олдскульный "City of Death"! Я недавно его посмотрела и теперь хочу кричать про него на всех углах!

Олдскул - дело специфическое, на любителя, и многое там смотрится чисто с ностальгическим умилением, с таким снисходительным ути-пути.

А вот "Город смерти" прекрасен без дураков и ути-пути, это просто отличное, ироничное, упоротое, искреннее, умное, искрящееся кино 70х. Там - квинтэссенция Доктора, там эта магия каким-то образом поймана во флакон изумительно сыгравшим Томом Бейкером - и вот там я поняла, почему он до сих пор так популярен и почему его считают иконным Доктором.

Там - молодой и невинный Доктор, со спутницей-галлифрейкой - Мальвиной при его Буратино, там джеймс-бондовский злодей со злодейкой, там шикарный сценарий Дугласа Адамса, чье полотенце вчера отмечали. Там камео Джона Клиза! Там Париж!
Это - весна Доктора, его апофеоз. 4й с Романой и К-9 невыразимо прекрасны, К-9 кстати у меня уже претендует на любимого спутника.

Так что если хочется припасть к этому источнику в другом месте, кроме эры РТД, и опять словить магию, то очень-очень рекомендую Город смерти, а если пойдет - всю эру 4го с Романой и К-9.

Сара-Джейн там мне кстати никак - в ньюскуле она мне гораздо больше нравится.


Edited at 2015-05-27 02:33 am (UTC)
christa_eselin
May. 27th, 2015 08:21 am (UTC)
Я как страстный любитель кина шестидесятых так и начала с Первого - и сразу, с разбега, разбилась о плохую игру и халтурные съёмки. По сравнению с тем же Стартреком мне сгоряча показалось жутким убожеством. Но сейчас, я думаю, всё будет восприниматься несколько иначе, да и ностальгировать о причёски-юбки-брюки-клёш я обожаю :)
mrs_underhill
May. 27th, 2015 01:24 pm (UTC)
Вот именно что ути-пути все эти ранние серии.
А вот эра 4го, я смотрю - без дураков хороша, и это и правда золотой век ньюскула, дальше все начет рухать. Вот правда, гляньте "Город смерти", ну такая прелесть! Там еще перед этим есть сюжетная арка, начиная с "Операции Рибоса", которую тоже Дуглас Адамс писал/редактировал, и там тоже есть классные эпизоды, и с классными приглашенными артистами. Вот с Операции Рибоса можно начать - там такая атмосферность, Планета Зима, шапки Мономаха, такие персонажи - просто изюм.
zver_mangust
May. 28th, 2015 09:10 am (UTC)
олдскула, вы имели в виду?
mrs_underhill
May. 28th, 2015 01:10 pm (UTC)
упс - да, конечно олсдкула. :)
christa_eselin
May. 27th, 2015 07:44 am (UTC)
Нет, я правда не ожидала такого совпадения по всем пунктам. Ну, почти по всем - кроме серии про кита.

Силурианцы действительно олдскульны до такой степени, что впору вспомнить классический ТОС. Сон во сне - мой любимейший эпизод во всём пятом сезоне ("себя, как в зеркале, я вижу", вот-вот) Про Винсента - при всей наивности очень свежо и искренне, да и актёр, играющий его - просто невероятно прекрасен. Про Квартиранта - неописуемо мило; где-то перекликается с серией про летающий автобус :)
А вот шестой - да, пространство схлопывается, и становится нечем дышать. И вместо живой жизни под видим костюмированного балагана - только балаган, жутковатый и изощрённый; как у Эдгара По, когда выясняется, что под страшной маской нет ничего, кроме страшной маски.

Про Одиннадцатого - да, мне уже тут предлагали сходную трактовку, и я попробую его так воспринимать. Но - трудно, трудно... верить - могу, доверять - уже сложнее; слишком уж он много суетиться, лжёт и изворачивается, слишком много горького дурацкого шутовства на месте прежнего ПОНИМАНИЯ и живого, радостного любопытства. Я могу понять, почему он теперь другой, но того, прежнего - жаль ужасно.
evita_mia
May. 27th, 2015 07:22 pm (UTC)
мне тоже ужасно нравится актёр в роли Винсента)
christa_eselin
May. 27th, 2015 07:24 pm (UTC)
До невозможности убедительный. Вплоть до того, что выламывается из формата сериала.
evita_mia
May. 27th, 2015 07:16 pm (UTC)
а можно спрошу? вы Клару невзлюбили прям вот с эпизода, где она сидит в далеке и "готовит суфле", или как уже постоянную спутницу? мне просто кажется, что в далеке её просто не за что невзлюбить, но может, это только для меня так.
mrs_underhill
May. 27th, 2015 09:20 pm (UTC)
Там, где она суфле готовит? Мне тот эпизод не понравился в целом, увы. Что далеки с парламентами и психушками, что отношения Эми и Рори - как-то все меня там выбесило. Девочка с суфле ничего была, но погоды не сделала, скажем так.

В "Снеговиках" она меня раздражала своей наигранностью и искусственностью, но несильно. Там весь эпизод был сказочный, так что списала на это. Сказочный персонаж, идея, не живой человек - окей. А вот в Колоколах Сент-Джона она мне понравилась! Я помню, даже подумала - во, современная версия гораздо лучше. А вот потом пошел тихий ужас. И не кончается никак. :D
evita_mia
May. 28th, 2015 09:42 am (UTC)
понятно, спасибо) да, эта серия с далековым дурдомом тягостная вообще. у меня она резко попала в категорию "боюсь пересматривать", хотя казалось бы, ну пара скелетиков... бывало и хлеще.

Profile

бодрость
christa_eselin
Сестра Нибенимеда

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Katy Towell